Адаптация ребёнка в дошкольном учреждении
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.
В.А. Сухомлинский
Адаптация - это приспособление к изменяющимся условиям. А жизнь малыша, поступающего в детский сад, меняется очень резко. Непривычная еда, непривычные игры, отсутствие рядом мамы, постоянный контакт с другими детьми... Как же помочь ребенку пережить этот сложный период?
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье. Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Вне всякого сомнения, принятие решения родителями во многом определяется вышеупомянутым личным опытом. Тем не менее посещение детского сада имеет свои плюсы и минусы, определенные не с точки зрения конкретных мамы и папы, а с точки зрения науки, точнее, наук — педагогики, медицины, психологии, социологии.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания. И с этим нельзя не согласиться, потому что человек с незапамятных времен — существо коллективное. Искусство общения с другими членами сообщества во многом определяет всю жизнь человека. Этому, несомненно, стоит учиться с детства — никакая семья, никакие няньки-гувернантки, никакие неработающие бабушки не в состоянии заменить детский сад.
Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в детский сад
• Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом. Настроить малыша как можно положительное к его поступлению в д/с.
• Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров. Повысить роль закаливающих мероприятий.
• Не отдавать малыша в детский сад в разгаре кризиса 3-х лет.
• Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня ребенка дома.
• Как можно раньше познакомить малыша с детьми и воспитателями в детском саду, куда он скоро придет. Раскрыть малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
• Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Готовить ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления в детсад.
• Планировать свой отпуск так, чтобы не оставлять ребенка первое время на целый день в детском саду.
• Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.
Как надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
• Не оставлять его на целый день в детском саду, пораньше забирать домой.
• Создать для него спокойный, бесконфликтный климат в семье, уменьшать нагрузку на нервную систему.
• На время прекратить походы в цирк, театр, в гости.
• Создать в выходные дни дома для него такой же режим, как и в детском саду.
• Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за капризы.
• При выражении невротических реакций оставить малыша на несколько дней дома, сразу обратиться к психологу и детскому врачу.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, начавшим посещать детский сад:
• При ребенке плохо говорить о детском саде, конфликтовать с ним дома.
• Угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи и непослушание, поздно забирать домой.
• Мешать контактам малыша с детьми в группе.
• Водить ребенка в многолюдные места, резко менять в выходные его режим дня.
Права и обязанности родителей воспитанников
Родители несовершеннолетних воспитанников имеют право на:
- ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, а также с учебно-программной документацией Яслей – сада;
- участие в управлении Яслями – садом;
- защиту прав и законных интересов воспитанников;
- ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса;
- получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) воспитанников;
- иные права, предусмотренные актами законодательства Республики Беларусь.
Родители несовершеннолетних воспитанников обязаны:
- обеспечивать условия для получения образования и развития воспитанника;
- уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
- выполнять требования учредительных документов, распорядка дня Яслей – сада;
- осуществлять иные обязанности в соответствии с актами законодательства.
Родители воспитанников Яслей – сада в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ими образования.
ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1) Для обеспечения безопасности приводить в детский сад и забирать детей должны родители или доверенные взрослые лично.
2) Помните о взаимовежливости и общепринятых нормах общения. Ведь воспитать вежливого ребёнка можно только личным примером.
3) Наш день в детском саду начинается с игр, общения, утренней зарядки, которые создают хорошее настроение, дают заряд бодрости на весь день, поэтому приходите в детский сад до 8.10. Если у вас есть необходимость пообщаться с воспитателями, то подойдите ещё раньше.
4) Нам всегда приятно видеть опрятных детей с аккуратными причёсками и подстриженными ногтями. Следите за чистотой одежды вашего ребёнка, ежедневно меняйте носочки и детское бельё.
5) У вашего ребенка будет свой шкафчик для хранения личных вещей.
- Контролируйте, чтобы в нём был порядок: чистые вещи, спортивная одежда, сменная обувь должны храниться в специальных плотных мешочках или отдельных пакетах.
- Обязательно должен быть сменный комплект одежды и нижнего белья. Ребенок чувствует себя очень неудобно, если ему не во что переодеться.
- Категорически нельзя хранить в шкафчике: лекарства для ребёнка, ключи, телефон, деньги и т.п.
6) Для физкультурных занятий нужна специальная одежда — футболка (без цветных принтов, бусинок, страз и других украшений), трикотажные шортики, носочки и чешки (а не другая спортивная обувь).
7) Ваш ребёнок большую часть времени находится в детском саду, поэтому важно, какая у него обувь. Она должна быть мягкая, соответствовать размеру ноги и плотно охватывать, но не сдавливать стопу, с удобными работающими застёжками или липучками. Подошва обуви должна быть достаточно гибкой, каблук невысокий (не более 2 — 3см), носок — широкий. Красивые туфельки на каблучке — не для ежедневной носки, оставьте их для праздников.
8) Если у ребенка есть любимая игрушка, книжка, их, конечно, можно принести в детский сад. Пожалуйста, помните, что дети любят делиться и меняться игрушками, которые иногда от этого портятся или теряются. Желательно не брать в детский сад игрушки и предметы, за целостность и сохранность которых вы будете переживать. Не перекладывайте эту ответственность на воспитателей.
9) Нельзя давать ребенку с собой жевательную резинку, сладости и другую еду.
Уважаемые родители! Приходя в детский сад на различные мероприятия (детские праздники, родительские собрания и др.), не забывайте выключать мобильный телефон.
10) Детей с первичными признаками заболеваний приводить в детский сад нельзя! Если у ребёнка в течение дня появляются первые симптомы заболевания, родители будут сразу извещены и должны как можно скорее забрать его из детского сада.
11) Своевременно информируйте медицинскую сестру, воспитателей дошкольного образования или администрацию учреждения дошкольного образования об отсутствии ребёнка, о причинах и предполагаемых сроках. Это можно сделать накануне или в утреннее время с 7.30 до 8.30.
12) В случае возникновения неудовлетворённости или некоторого несогласия с тем, как организована жизнь детей в группе, обращайтесь к заведующему учреждения. Вместе нам удастся решить проблему и снять вашу тревогу.
13) Будьте активными и заинтересованными! Мы приветствуем участие родителей в жизни учреждения дошкольного образования в любой форме!
В саду работали адаптационные группы, группы кратковременного пребывания детей, которые посешали 42 ребенка. Адаптация прошла успешно.